Педагог-психолог - Власова Ольга Владимировна

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 Уважаемые коллеги. Перед Ваши сокращенный вариант документа, в котором отражены только профессиональные характеристики педагога-психолога в сфере дошкольного образования

Утвержден   приказом Министерства труда   и социальной защиты   Российской Федерации   от 24 июля 2015 г. N 514н

                                                 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
         ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
)
                                              Регистрационный номер – 509

I.  Общие сведения 
Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса 

Основная цель вида профессиональной деятельности: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО); оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

II.  Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт 
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)

А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ 

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ  Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОО  Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса  Коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе работа по восстановлению и реабилитации  Психологическая диагностика детей Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса  Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в ДОО) 

В. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Психологическая коррекция поведения и развития детей с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

III.  Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО), сопровождение основных и дополнительных образовательных программ

Требования к профессиональному образованию и обучению - Высшее образование по профильным направлениям 

Требования к опыту практической работы – не предъявляется

Особые условия допуска к работе - К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации 

Педагог-психолог должен знать:

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей  Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка  Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности  Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования

3.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

 Трудовые действия:

Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей  Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации воспитанников, коррекционных программ  Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников  Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей  Разработка и реализация мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС ДО Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения: 

Использовать качественные и количественные методы психологического обследования  Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований  Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся  Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса  Проводить мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся  Владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий  Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями 

3.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды ДОО 

Трудовые действия 

Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности  Психологическая экспертиза программ развития ДОО с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды  Консультирование педагогов  ДОО при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся  Оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения:

Владеть приемами работы с педагогами по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой  Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов и администрации ДОО  Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося  Участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом  Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в ДОО  Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий 

3.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса 

Трудовые действия 

Консультирование администрации, педагогов и других работников ДОО по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам  Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося  Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития и другим вопросам  Консультирование администрации ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

Владеть приемами работы с педагогами с целью организации эффективных взаимодействий обучающихся и их общения в ДОО и в семье  Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося  Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности  Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками 

3.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

 Трудовые действия 

Разработка и реализация планов проведения коррекционно - развивающих занятий для детей, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении  Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и адаптации  Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся  Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

 Контролировать ход психического развития обучающихся  Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы  Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей  Проводить коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками  Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями 

3.1.5. Психологическая диагностика детей 

Трудовые действия

Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы  Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи  Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся  Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов  Изучение интересов, склонностей, способностей детей, предпосылок одаренности  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования  Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов  Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей к новым образовательным условиям  Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи  Осуществлять диагностику социально-психологического климата в коллективе  Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом разрабатывать способы их коррекции  Проводить мониторинг личностных и образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ДО  Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей  Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся 

3.1.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса 

Трудовые действия 

Ознакомление педагогов и администрации ДОО  с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста  Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности  Ознакомление педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)  Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации  Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка  Информирование о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения

Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей  Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся  Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры  Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций 

3.1.7. Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) 

Трудовые действия 

Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся  Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер  Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения  Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения  Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в ДОО, начало обучения, переход в новую образовательную организацию)  Разработка рекомендаций для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения

Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации  Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в ДОО психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе  Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам ДОО по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды  Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников

3.2.  Обобщенная трудовая функция.

Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

3.2.1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 

Трудовые действия 

Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Ознакомление педагогов администрации ДОО, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов)  Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Ознакомление педагогов и администрации ДОО с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации,  Помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса  Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ОВЗ, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,  Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций 

3.2.2. Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 

Трудовые действия

Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей  Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,  Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни  Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения 

Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации  Создавать и поддерживать в ДОО психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации на каждом возрастном этапе  Способствовать созданию благоприятного психологического климата в ДОО Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся  Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям) и работникам ДОО по оказанию помощи лицам с ОВЗ в адаптационный период  Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами ДОО по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности 

3.2.3. Психологическое консультирование лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 

Трудовые действия

Консультирование педагогов и других работников ДОО по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам  Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося  Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками с ОВЗ, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения

Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов  Консультировать администрацию ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся  Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов и администрации ДОО  Владеть приемами работы с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в ДОО и в семье  Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ОВЗ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося 

3.2.4. Психологическая коррекция поведения и развития обучающихся с ОВЗ, а также  испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 

Трудовые действия 

Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения  Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации  Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям  Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в ДОО  Проведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ОВЗ  Разработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в ДОО  Разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения

Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия  Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся в ДОО  Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации)  Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся 

3.2.5. Психологическая диагностика особенностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 

Трудовые действия

Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы  Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,  Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации  Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,  Изучение интересов, склонностей, способностей лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,  Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) 

Необходимые умения

Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося  Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов  Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям  Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи  Осуществлять диагностику социально-психологического климата в коллективе  Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с педагогами, сверстниками, родителями (законными представителями) Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,  Проводить мониторинг личностных и образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО у лиц с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
26 марта 2016 в 19:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.