Педагог-психолог - Власова Ольга Владимировна
Основные направления деятельностиЗадача психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Работа психолога в образовательном учреждении организуется по трем направлении: -работа с детьми; -работа с родителями; -работа с педагогами. Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ: Психологическая диагностика. Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов. Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. - Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста проводится в сентябре, декабре и мае. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности. По результатам диагностики заполняются протоколы наблюдения на каждого ребёнка. - Психодиагностическое обследование психического и эмоциональ-волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года. Данная психодиагностика позволяет определить уровень развития психических функций, эмоционально-волевого и личностного развития у детей младшего и старшего дошкольного возраста. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется диагностическая карта, общие результаты каждой группы фиксируются в сводной таблице. -Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе проводится в сентябре и апреле с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей подготовительной группы. Обследование осуществляется комплексной методикой Л.Я. Ясюковой «Готовность к школе». Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах и сводной таблице. - Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям. Методами диагностики служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение, техники и приёмы гештальт-подхода, методы системного и телесно-ориентированного подходов. Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия. Коррекционно-развивающая работа выстраивается исходя из индивидуального и группового взаимодействия. Индивидуальная работа проводится с использованием следующих методов и приёмов: беседа рисуночные техники наблюдение; активное слушание; релаксационные упражнения;Принципы, используемые в работе с детьми и их родителями: системность; наглядность; доступность; проблемность; профессиональная компетентность; уважение клиента; соблюдение профессиональной конфиденциальности.Групповая работа с детьми строится в виде социально-психологического тренинга. Выбранная форма работы даёт положительные результаты. Благодаря групповому взаимодействию, дети становятся более добрые, открытые и отзывчивые, значительно уменьшается процент детей с наличием страхов и тревожных состояний, также улучшаются отношения между детьми и их родителями. В семье каждого ребёнка начинают преобладать взаимопонимание и дружелюбие.Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала, исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешности развития процесса общения. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления. Формирование позитивной мотивации к обучению. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.Психологическое просвещение и психологическая профилактика. Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников. Психологическое консультирование. Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не выходит за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ: -консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка; - групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей; - групповые формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста; - систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом тематики возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей; -создание информационных уголков педагога-психолога. Важной составной частью является повышение психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей. Консультирование выстраивается с опорой на результаты изучения конкретных особенностей нашего ДОУ, с учётом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей. Психологическая поддержка деятельности ДОУ. В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДОУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок. Целью психологического сопровождения ДОУ является создание условий для полноценного психического и личностного развития детей, сохранение и укрепление психофизического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса. Основными задачами психологического сопровождения в ДОУ являются: 1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей. 3. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ. 4. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
25 марта 2016 в 23:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.